Могильник Борижар расположен в Ордабасынском районе Южно-Казахстанской области, в 60 км. на запад от Шымкента у с. Колтоган (Мамаевка).
Он признан наиболее масштабным, изученным могильником на территории Южного Казахстана. Некрополь протянулся по левому берегу р. Арысь, на 8 км от аула Берген, до устья р. Бадам, впадающей в р. Арысь, напротив аула Караспан.
Археологи выделяют два основных вида погребальных сооружений - подкурганные катакомбы (подземные погребальные сооружения) и наземные сырцовые склепы (постройки из пахсы и сырцовых кирпичей), обращенные к городищу Жуантобе.
Эта часть могильника Борижар и является некрополем города, бывшего на месте Жуантобе («некрополь Жуантобе»). Датировка его определена исследователями в пределах IV - VIII вв. н.э. В ходе раскопок склепов археологической экспедицией Южно-Казахстанского историко-краеведческого музея в конце 90-х – начале 2000-х годов были найдены яркие образцы бус, некогда составлявших ожерелья, украшавшие почивших дев.
Это крупные, уплощенные бусы цвета бирюзы из серпентина, шарики красновато-оранжевого сердолика, плоские, орнаментированные содовым травлением, агатовые, мелкие бусины из стекловидной массы, бисера, бронзовые шаровиднополые. Дополняют их трубчатые бусы из коралла, мелких раковин-каури, бронзовая Фигурка птицы, ребристые каменные бусины, одна с личиной домашнего божества. В числе женских ювелирных изделий представления и кулоны из золота низкой пробы и серебра, с зернью и каплевидными, подпрямоугольными вставками черного и цвета рубина из камня, возможно стекла. Аналогичные предметы украшений известны из материалов жетыасарской культуры низовьев Сырдарьи.
Хронологические рамки обоих видов погребальных сооружений, за исключением финальных дат, совпадают со временем существования государства Кангюй (IIв. до н.э.-V вв. на.) в пределы которого входили и земли по рекам Арысь и Бадам, включаемые археологами в единую культурно-хозяйственную зону от низовьев Сырдарьи до Ферганы. Некогда слагавшиеся на этом географическом пространстве культурные проявления исследователями объединяются а «сырдарьинскую, историко-культурную общность», сопряженную в этнополитическом плане с Кангюем, с историей в начале хунну, а затем согдийцев и тюрков.
Некоторые украшения
Бусы. Серпентин, сердолик, стекловидные, раковины каури.
Альмандин. Золотые, серебрянные кулоны.
Бронза. Фигурка птицы, подвески, ребристые бусины.
Личина домашнего божества.
Золото. Полые шаровидные бусы.
Сердолик. Травление содой.
Составители:
Текст: Рустемов А. А, заведующий отделом археологии.
Фото: Донец А. Г., старший научный сотрудник.
Шымкент - 2014