Первые экспонаты из коллекции каменных изваяний Южно-казахстанского историко-краеведческого музея появились в городском музее ещё в начале 20-х годов ХХ века. В наше время произведений древних ваятелей VI– IXХ вв., в археологическом Фонде областного музея насчитывается семь. Все они происходят из горной местности северных и юго-восточных склонов Каратау, предгорий Аксу-Жабаглы и Каржантау — живописных при родных достопримечательностей Южно-Казахстанской области. Притягательная сила этих мест изобилующих водными источниками, богатой флорой и фауной в сознании древних тюрков несла печать священной, сакральной территории, на которой отправляли обряды, создавались мемориалы обожествленных предков. От Алтая до Дуная — на всей территории обитания тюрков сохранились памятники, отражающие высокий уровень их созидательной деятельности, Примечательно, что культовые памятники отмечены на землях, природный потенциал которых укладывается в статус современных национальных парков и заповедников.
Одной из крупнейших групп являются древнетюркские изваяния (VII– IX вв.), в огромном числе распространенные на обширных горно-степных пространствах Центральной и Средней Азии.
Исследователями этнокультурной истории древних тюрков зримо выявлено направление развития каменных изваяний от натуралистического портрета к условно-реалистическому и далее — к предельно схематизированному образу. Материалом изваяний служил гранит и песчаник. Ученые отмечают три типа изваяний, отличающиеся между собой не только по стилю, но и по времени.
Первый тип датируется VII– IX, второй – IX– XI‚ третий – XI– XIII вв. н.э. Изваяния первого типа, очевидно, оставлены племенами, входившими в состав Западно-Тюркского каганата (604-702 гг.)‚ в пределы которого входила и территория южных окраин нынешнего Казахстана. Таких изваяний в нашей коллекции четыре (Ф. 1- 4). Их объединяет одна сюжетная линия — изображения лиц у целостных артефактов мужчин монголоидного облика с широкоскулым лицом, раскосыми глазами, с усами и бородой. встречены — изображения серьги, гривны на шее, показана и одежда: кафтаны с отворотами на груди. На узком поясе, набранном едва различимыми по форме бляшками, подвешены кинжал и сабля в ножнах. На изв.1 едва различим элемент чаши, оставшиеся изваяния держат в правой руке сосуд, левая изображена лежащей на поясе или оружии.
К изваяниям второго типа можно отнести изв. 5-7 (Ф.5-7). Это было время затухания былой номинальной обрядности древних тюрков, подчиненной военно-дружинной теме. Её сменяет культ родовых предков. Изваяния с сосудом в обеих руках многочисленны в соседней Жамбылской области, найдены и стелловидные с личиной, а также «тщедушные», с согнутыми руками у пояса. Археологи называют их скульптурами «кыпчакското облика».
И на всех этапах эволюции сохранялись основные элементы традиционного обряда — установка изображения умершего сородича-предка, поклонение воздвигнутой статуе, жертвоприношения у «святилищ».
-
Горы Канай. Тюлькубасский район. VII - IX вв.
-
Аул Теректы. Байдыбекский район. VI - VIII вв.
-
Ушбулак. Казыгурский район. VII - VIII вв.
-
Тюлькубасский район. XI - XII вв.
-
Акыртобе. Аулиеатинский район. Жамбылская область. XI - XII вв.
-
Аул Жаскешу. Тюлькубасский район. IX - X вв.
Составители:
Текст: Рустемов А. А, заведующий отделом археологии.
Фото: Донец А. Г., старший научный сотрудник.
Шымкент - 2014